- Философия истории
- Первые в Греции серьезные попытки осмысления истории (понятие Ф. и. разработано в новое время Вольтером) были сделаны Гесиодом в выдвинутой им под влиянием В. концепции о «Пяти веках», суть которой заключалась в постепенном отдалении от идеальных условий золотого века (близость человека к богам, бездеятельная жизнь в гармонич. обществе). Эта концепция, отражающая определ. социальный опыт (Гесиод был выразителем настроений мелких земледельцев), во время расцвета полисов противопоставлялась концепции прогресса, т. е. восхождения человечества от примитивных начал ко все более высоким ступеням культурного развития. Согласно Протагору и Демокриту, о прогрессе культуры (в широком смысле) свидетельствует развитие техники, являющееся одновременно и степенью развития человеч. способностей. Античные концепции прогресса в отличие от аналогичных концепций нового времени в большей степени были ориентированы на уже достигнутые в прошлом результаты, чем на совершенствование в будущем. Достигнутый уровень технологии и жизненного уклада (в условиях сравнительно мало развитого товарного хозяйства и рабовладения) рассматривался в общем как достаточный. Отдельные элементы софистич. и демокритовской Ф. и. были восприняты Платоном, но интерпретировались в релятивистском духе (при гармоничном сочетании с мифами о Золотом веке). Согласно учению об идее, создание нового и соответственно прогресс исключаются, поскольку существует лишь подражание вечным прообразам. Подобно Платону, Аристотель выступил с концепцией вечного круговращения, согласно которому катастрофы в природе отбрасывают человечество на более ранние ступени развития. В эпоху эллинизма демокритовская теория прогресса испытала дальнейшее развитие в эпикуреизме. Лукреций отмечает творч. силы человеч. духа, выражающиеся в развитии техники, науки и искусства, но в стремлении к постоянному совершенствованию внешних условий существования видит опасность для этич. идеала — атараксии (душевный покой). Посидоний констатирует моральный декаданс в условиях технич. прогресса. Виднейший представитель христианской Ф. и. Августин рассматривал историю человечества как осуществление божеств, предначертаний, христианская наука достигла на этой основе (в противоположность теории циклов) закона прямолинейного развития с начальным и конечным пунктом (хилиазм). Существ, элементы философско-историч. рефлексии образовались в античной историографии. Довольно рано стали подниматься вопросы о складывающихся силах историч. развития, с этими вопросами были связаны попытки постичь определ. закономерности в историч. процессе. Если для Геродота все историч. процессы направляются единой божьей властью, которая определяет действия всех народов и отдельных индивидуумов, то Фукидид исходит из неизменной природы человека, основы историч. развития, приводящей к тому, что определ. события и положения повторяются постоянно. Вытекающая отсюда цель историч. трудов — наставление будущих поколений — принята также Полибием. Подход к универсально-историч. наблюдениям, характерный и для Посидония, сводится к объяснению мировой истории с телеологич. позиций, истолкованию ее как процесса, который происходит в разных местах, независимых друг от друга, но по единому плану. Вероятно, исходя из взглядов Посидония о роли морального упадка в историч. процессе, Саллюстий пытался объяснить разложение рим. общества в конце республиканского периода упадком нравов. Тацит также видел движущие силы историч. развития в нравств. решениях. Характерным для истолкования истории в Риме является т. н. теория жизненных возрастов, которая пыталась уложить историч. процесс в возрастную схему: детство, юность, зрелость, старость (у Сенеки Младшего, у Флора, в «Истории Августов», у Аммиана Марцеллина). Философско-историч. концепции античности оказывали на новое время сильное влияние, которое прослеживается в теориях возрастов от Бэкона до Гегеля. Античные авторы (особенно Лукреций) влияют также на теории прогресса эпохи Просвещения. Мысли о цикличности можно встретить у Макиавелли и Вико, позднее у буржуазных теоретиков Шпенглера и Тойнби.
Словарь античности. — Перевод с немецкого. М.: Прогресс. Лейпцигский Библиографический институт. 1989.