Философия истории

Философия истории
        Первые в Греции серьезные попытки осмысления истории (понятие Ф. и. разработано в новое время Вольтером) были сделаны Гесиодом в выдвинутой им под влиянием В. концепции о «Пяти веках», суть которой заключалась в постепенном отдалении от идеальных условий золотого века (близость человека к богам, бездеятельная жизнь в гармонич. обществе). Эта концепция, отражающая определ. социальный опыт (Гесиод был выразителем настроений мелких земледельцев), во время расцвета полисов противопоставлялась концепции прогресса, т. е. восхождения человечества от примитивных начал ко все более высоким ступеням культурного развития. Согласно Протагору и Демокриту, о прогрессе культуры (в широком смысле) свидетельствует развитие техники, являющееся одновременно и степенью развития человеч. способностей. Античные концепции прогресса в отличие от аналогичных концепций нового времени в большей степени были ориентированы на уже достигнутые в прошлом результаты, чем на совершенствование в будущем. Достигнутый уровень технологии и жизненного уклада (в условиях сравнительно мало развитого товарного хозяйства и рабовладения) рассматривался в общем как достаточный. Отдельные элементы софистич. и демокритовской Ф. и. были восприняты Платоном, но интерпретировались в релятивистском духе (при гармоничном сочетании с мифами о Золотом веке). Согласно учению об идее, создание нового и соответственно прогресс исключаются, поскольку существует лишь подражание вечным прообразам. Подобно Платону, Аристотель выступил с концепцией вечного круговращения, согласно которому катастрофы в природе отбрасывают человечество на более ранние ступени развития. В эпоху эллинизма демокритовская теория прогресса испытала дальнейшее развитие в эпикуреизме. Лукреций отмечает творч. силы человеч. духа, выражающиеся в развитии техники, науки и искусства, но в стремлении к постоянному совершенствованию внешних условий существования видит опасность для этич. идеала — атараксии (душевный покой). Посидоний констатирует моральный декаданс в условиях технич. прогресса. Виднейший представитель христианской Ф. и. Августин рассматривал историю человечества как осуществление божеств, предначертаний, христианская наука достигла на этой основе (в противоположность теории циклов) закона прямолинейного развития с начальным и конечным пунктом (хилиазм). Существ, элементы философско-историч. рефлексии образовались в античной историографии. Довольно рано стали подниматься вопросы о складывающихся силах историч. развития, с этими вопросами были связаны попытки постичь определ. закономерности в историч. процессе. Если для Геродота все историч. процессы направляются единой божьей властью, которая определяет действия всех народов и отдельных индивидуумов, то Фукидид исходит из неизменной природы человека, основы историч. развития, приводящей к тому, что определ. события и положения повторяются постоянно. Вытекающая отсюда цель историч. трудов — наставление будущих поколений — принята также Полибием. Подход к универсально-историч. наблюдениям, характерный и для Посидония, сводится к объяснению мировой истории с телеологич. позиций, истолкованию ее как процесса, который происходит в разных местах, независимых друг от друга, но по единому плану. Вероятно, исходя из взглядов Посидония о роли морального упадка в историч. процессе, Саллюстий пытался объяснить разложение рим. общества в конце республиканского периода упадком нравов. Тацит также видел движущие силы историч. развития в нравств. решениях. Характерным для истолкования истории в Риме является т. н. теория жизненных возрастов, которая пыталась уложить историч. процесс в возрастную схему: детство, юность, зрелость, старость (у Сенеки Младшего, у Флора, в «Истории Августов», у Аммиана Марцеллина). Философско-историч. концепции античности оказывали на новое время сильное влияние, которое прослеживается в теориях возрастов от Бэкона до Гегеля. Античные авторы (особенно Лукреций) влияют также на теории прогресса эпохи Просвещения. Мысли о цикличности можно встретить у Макиавелли и Вико, позднее у буржуазных теоретиков Шпенглера и Тойнби.

Словарь античности. — Перевод с немецкого. М.: Прогресс. . 1989.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "Философия истории" в других словарях:

  • ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ — раздел философии, дающий филос. интерпретацию исторического процесса. Элементы филос. осмысления истории содержались еще в антич. филос. и историографических работах. В Средние века филос. исследование истории не отделялось сколько нибудь ясно от …   Философская энциклопедия

  • ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ — концепция в составе философского знания, нацеленная на осмысление исторического процесса в целом и анализ методологических проблем исторического познания. Строя модель исторического процесса, Ф.И. разрабатывает определенную трактовку специфики… …   Новейший философский словарь

  • философия истории —         ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ философское исследование истоков, сущности, процессуальной формы истории и смысла исторического бытия; методология познания истории. В первом случае рассмотрению подлежит непосредственно само прошлое, во втором… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ — раздел философии, занимающийся проблемами смысла истории, ее закономерностями, основным направлением развития человечества и историческим познанием. Представители философии истории (термин ввел Вольтер) объявляли движущей силой истории… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ — ’ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ’ работа Риккерта (1904). По мысли Риккерта, исследователю истории необходимо учитывать ту особенность понятийных структур, согласно которой в любом понятии обязательно отражается специфическая телеология. Так, формальные… …   История Философии: Энциклопедия

  • ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ — англ. philosophy of history; нем. Geschich tsphilosophie. Область философского знания, охватывающего онтологические вопросы истор. процесса такие как смысл и направленность истории, расчленение и последовательность основных истор. эпох, специфика …   Энциклопедия социологии

  • ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ — учение, определяющее понимание истории, как науки о развитии обществ. форм и о законах человеческого прогресса. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907 …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Философия истории — раздел философии, призванный ответить на вопросы об объективных закономерностях и духовно нравственном смысле исторического процесса, о путях реализации человеческих сущностных сил в истории, о возможностях обретения общечеловеческого единства[1] …   Википедия

  • Философия истории —    1) раздел философии, исследующий предельные основания и смысл человеческой истории. Термин Ф. и. введен в употребление Вольтером. Для рус. мыслителей характерен повышенный интерес к философско исторической проблематике России, стремление… …   Русская Философия. Энциклопедия

  • ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ — Предметом этой области философии является историческое измерение человеческого бытия и возможность его осознания и познания. Термин ввел в философию Вольтер (так называлась одна из его работ). В Ф.и. осмыслению подвергается определенный аспект… …   Современная западная философия. Энциклопедический словарь

  • философия истории — философская дисциплина, предметом которой является истолкование смысла истории, исследование её закономерностей и структур, а также возможностей и границ исторического познания. Возникла в новое время (термин ввёл Вольтер, как специальная… …   Энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»